Золотое правило № 3. Режим и упорядочивание жизни

Главная / Интересное о детях / Золотое правило № 3. Режим и упорядочивание жизни
Типы

Категории

Откуда берется терпение
Для того, чтобы жизнь ребенка и родителей не напоминала войну, необходимо, чтобы
ребенок умел слушаться, правда? Но ребёнку очень сложно терпеть, ждать, превозмогать
себя, потому что его не научили терпеть!
Откуда берется терпение????
Терпение не появляется вдруг, ниоткуда! Она тренируется! Но, конечно, не так, как уме-
ние кататься на велосипеде. А всей нашей жизнью и отношением к ребенку мы его фор-
мируем и тренируем....
Разберем подробнее.
Психика ребенка устроена так, что у него нет четкого понятия времени. «Пять минут по-
дожди!» или «Я через часик вернусь!».
И пять минут, и часик для него - вечность! Причем, одинаковая по степени напряжения.
Для ребенка существует, как ни странно, только две категории во времени:
время, когда мне хорошо (комфорт)
и
время, когда мне плохо (дискомфорт).
Фазы комфорта и дискомфорта у ребенка при рождении связаны только с базовыми по-
требностями:
Когда мамы нет - это, конечно, дискомфорт.
Когда хочется кушать - тоже.

Когда холодно. Когда очень хочется спать - снова он!
Когда мокро и противно в штанишках - еще один повод для дискомфорта.
И жизнь ребенка складывается по схеме:
Комфорт
Нарастание дискомфорта
Дискомфорт
Удовлетворение дискомфорта
Комфорт

Но при нарушении этой схемы хотя бы в одном месте, начинаются сбои во всех
звеньях. А главное, что в результате этих нарушений пропадает фаза КОМФОРТА.
Затягивая дискомфорт, мы уничтожаем комфорт.
Не давая почувствовать дискомфорт – убиваем комфорт.
Вмешиваясь в комфорт – тоже его убиваем.
Всё это называется формированием аффективных блоков. Концепция формирования аф-
фективных блоков, которую я тут кратко излагаю, разработана известным питерским пси-
хотерапевтом, врачом Екатериной Сокальской.
Если выразить эту схему одной строчкой: младенец знает, что за дискомфортом всегда
наступает комфорт.
И именно ТАК ФОРМИРУЕТСЯ УМЕНИЕ ТЕРПЕТЬ И ЖДАТЬ!
Причем, необходимость дискомфорта совершенно не означает, что мы должны делать
ребенку плохо!
Вот пример нормального формирования аффективного блока:
Ребёнок хочет, есть и начинает издавать сигналы, что он хочет есть. Мама начинает изда-
вать, так называемые, «вкусные» звуки. Она начинает говорить, что уже идет и сейчас по-
кормит или начинает стучать бутылочками и кастрюльками. Что в этот момент происходит
с ребенком? Он превращает свой голод в «звериный» аппетит. Глаза горят, ручки-ножки
уже «бегут» к маме! Ребенок «позволяет» голоду «вырасти» в сто пятьдесят раз. Это по-
зволяет увеличить зону дискомфорта. Предвкушение того, что он может сейчас получить,
позволяет ему увеличить дискомфорт. Чем выше дискомфорт, тем выше уровень удо-
вольствия от того, что он сейчас получил.
Ощущение конечности, завершенности, приводит к тому, что уровень удовольствия резко
повышается.
Получается, что когда у ребёнка структурируется аффективный блок на первичном опыте
(голодный - покормили, мокрый - перепеленали, одиноко - подошли), у ребенка выраба-
тывается ощущение, что все в жизни будет не так плохо.
Внутри аффективного блока не меняется структура. Всё идет своим чередом!
А это значит, что ВСЁ ХОРОШО! Главное – НЕМНОГО ПОДОЖДАТЬ!
Чувствуете, как всё просто?
Теперь давайте разберем на примерах, чем и как мы нарушаем формирование аффектив-
ных блоков.
1. Затягивая дискомфорт, мы уничтожаем комфорт.

Это когда ребенок кричал-кричал. А мы не подходили, потому что еще рано и не
положено кормить. Или потому, что нам бабушки говорят, что не надо брать ребенка, что
к рукам приучишь. Или мы просто были заняты приготовлением обеда и решили чуть-чуть
дать поорать. Ничего же за пять минут не случится!
А ребенок вошел в такую стадию дискомфорта, что когда мы подошли и дали грудь, то он
её уже не берет! Или продолжает орать и не может успокоиться, или просто уже перехо-
тел. Ну или взял. Но удовольствия не получил. Потому что в этот момент даже с грудью во
рту ему очень плохо!
В общем, комфорт стерт! Его как бы и нет, хотя потребность обеспечена.
2. Не давая дискомфорт – убиваем комфорт.
Другая ситуация. Мама младенца покормила, покачала и пошла чистить картошку. Глазки
закрылись, ему хорошо, он засыпает, спит. Это - фаза комфорта.
Малыш просыпается. Начинает возиться. Он только шевельнулся, а мама уже тут как тут!
Он еще толком не понял, что ему уже не так хорошо, как было! И уж точно ему не дали
почувствовать, что может быть дискомфортно. А мама уже прибежала и всё сделала, что
требовалось.
Комфорт опять стерт. Удовольствие было совсем мизерным. Просто насыщение. Но не
удовлетворение.
3. Вмешиваясь в комфорт – тоже его убиваем.
Мама дала ребенку грудь, ему хорошо, он блаженствует. И вдруг она хватает его за руку,
начинает бормотать какие-то слова, вертеть его пальцы (маме приспичило пальчиковую
гимнастику поделать заодно, раз уж она с малышом в контакте).
По простому говоря, обломали ребенку удовольствие. Пытались дать еще одно, но по-
вредили первое. Фаза комфорта опять нарушена.
И таких примеров можно привести сколько угодно – на любой возраст. И, конечно, они не
всегда связаны с едой.
Допустим:
Мама занята своими делами, ребенок 2-3 лет ждет, ждет, что она освободится. Она осво-
бодилась и готовится к каким-то совместным играм или занятиям. И вот оно! Наступает -
заветное занятие! И проходит на ура! На подъеме и результативно... Это правильный,
нормальный процесс.
Но чаще бывает иначе. Мама всё время, что ребенок не спит, только и делает, что предла-
гает ему то оно, то другое, то третье. Он не успевает ни захотеть заниматься, ни соскучить-
ся по маме. Все друг другу уже надоели и занятия не впрок.
Или так. Ребенок ждал-ждал маму, а она находит себе дело за делом и только и говорит
«Ну еще подожди, ну сейчас, ну скоро!». И когда она находит время и силы - он уже «пе-
регорел». Или нашел себе интересное занятие сам или уже вообще ничего не хочет - ус-
тал...

Ребенок растет и базовые потребности перестают быть основными в формирова-
нии аффективных блоков. Но влияние блоков на дальнейшее поведение ребёнка не ста-
новится от этого меньше!
Еще пример - для ребенка 5-8-12 лет.
Папа обещал в выходные пойти на рыбалку (покататься вместе на лошадках или на лы-
жах, сходить в музей или в гараж), а сам пошел с друзьями пить пиво. Для ребёнка - жут-
кий удар! Сшибка в мозгу, обида и сбой в умении ждать и терпеть...
Чем чаще мы убиваем эту самую фазу комфорта, тем тревожнее, беспокойнее, не ста-
бильнее в своих проявлениях растет наш ребенок.
Тем меньше он умеет терпеть и ждать. Тем сложнее его оставить хоть на секунду.
Это не означает, что если вы с младенцем обращались неправильно, то теперь всё – на-
всегда сбили ему структуру аффективных блоков. Их формирование продолжается посто-
янно. И над этим обязательно нужно работать.
Главное – не вредить формированию этого самого механизма, понимая основные прин-
ципы!
Почему некоторые дети могут занимать себя сами, а другие - нет
И еще я хочу добавить немного о том, почему некоторые дети могут занимать сами себя,
а другие – никак не могут. Это тоже коренится в неправильном формировании аффектив-
ных блоков. И, в общем, сродни терпению.
Итак:
Получается, что в тот период, когда ребенок уже не сытый, но ещё и не голодный, появля-
ется некая переходная фаза. Когда ему уже не нужно заниматься собой и ещё не нужно
кричать о том, что он голодный. Эта фаза очень важна!
Это время на контакт с окружающей реальностью, время, когда человек может посмот-
реть вокруг себя и активно познавать этот мир и самого себя.
Это время когда ребенок меняется, когда он еще ничего не хочет, но он может уже по-
смотреть вокруг себя.
Структура аффективных блоков дает возможность переживать дискомфорт, то есть тре-
вожность. А если я выдерживаю тревогу, то этим обеспечиваю время для контакта. Время
для контакта, когда моя тревога меня не беспокоит.
______
Важно, что наличие режима в жизни ребенка дает ему ощущение покоя. Потому что
жизнь структурирована, она ритмична, всё идет по плану и своим чередом. Он просыпа-
ется и ждет завтрака – и завтрак наступает. Он поел и ждёт прогулку – и прогулка наступа-
ет и так далее. Режим учит терпеть и ждать. Режим учит, что всё идет своим чередом –
важно только немного подождать.
Режим – это не строгая привязка к циферблату, а более или менее одинаковая последова-
тельность событий. А плюс-минус полчаса или даже больше - нормально. Особенно в
первый год, когда режим держится месяц-полтора, а потом ребёнок его перерастает.

А когда мамы РЕГУЛЯРНО нарушают ребенку режим, бегая по «развивающим» за-
нятиям чуть не с рождения, танцами, шахматами, гостями и магазинами, то жизнь ребен-
ка превращается в непредсказуемый кошмар.
В связи с этой темой всегда возникает много-много вопросов, а когда и как стоит водить
детей на занятия, чтобы это не вредило ребенку, не вредило его режиму и спокойствию,
не мешало правильному формированию аффективных блоков.
На самом деле, никакие коллективные занятия в возрасте до трех лет, не стоят того, чтобы
нарушать малышу режим.
Всё, что можно там узнать, ребёнок может получить от мамы – дома. Ходить на занятия
ради общения тоже вряд ли стоит. Ведь общения на занятиях ребенок получит очень ма-
ло. Ради этого сбивать режим регулярно - нет смысла!
Для того, чтобы удовлетворить желание ребёнка общаться, совершенно не нужны группы,
а нужны друзья! И друзья важнее занятий. Общаясь с друзьями, например, с детками из
соседнего двора, малыши учатся общаться по настоящему, учатся играть вместе, учатся
дружить!
И даже 1-2 раза в месяц в гости на целый день - лучше занятий 1-2-3 раза в неделю.
Единственное исключение, ради которого есть смысл нарушать режим - это бассейн. В
идеале - ходить в бассейн каждый день в одно и то же время, то есть, сделать бассейн ча-
стью режима. Но если это невозможно, то ходите в бассейн вместо вечерней прогулки,
например. Пусть два раза в неделю у вас не будет второй прогулки, а будет бассейн. И то-
гда ребёнок не будет выбиваться из режима.
После трех лет - занятия в группе нужны обязательно, они помогают ребенку научиться
взрослеть. Но в этом возрасте достаточно 1 раза в неделю, можно и 2, но всё-таки надо
внимательно смотреть, не изменилось ли поведение ребёнка. Ведь от любых дополни-
тельных поездок и общения вне дома дети очень сильно устают. С 4 лет – можно ходить
на занятия 2-3 раза в неделю. С 5 лет - хоть каждый день.
Занятия желательно выбирать ТОЛЬКО такие, которых дома НУ НИКАК не устроить!
Дома нельзя:
 петь хором (ключевое слово хор),
 играть на органе (дома органа нет, а на пианино-скрипке-дудочке можно и дома),
 кататься на коньках,
 прыгать на шестиметровом батуте,
 играть в футбол на большом поле, играть в теннис-волейбол-баскетбол-хоккей и
т.д.
 рисовать в группе детей (они здорово начинают рисовать, когда смотрят друг на
друга),
 танцевать в ансамбле народного или другого танца (ключевое слово ансамбль),
 плавать в бассейне.

Нет комментариев

Внимание! Поля, помеченные * - обязательны для заполнения

Корзина

Товаров:
Сумма:

Ваша корзина пуста

Новости

04.07.2018

 Матрасики в прогулочную коляску - милые, яркие, и очень мягкие! (В разделе Аксессуары для колясок)

22.06.2018

Обратите внимание на поступление следующих позиций:
- Набор ПВХ-игрушек "FUN AMIGOS" 32010
- Набор ПВХ-игрушек для ванной "Funny ducks" 32026
- Музыкальная игрушка "Little Driver" 330083
- Самокат "TORNADO" BLUE 50005 B

- Прогулочные коляски-трости Happy Baby Cindy, а также на Беговелы Happy Baby U-RUN и Беговелы Happy Baby MOBYX



25.05.2018

Скидка 10%

на любой заказ с 28 мая по 06 июня 2018 года.

День защиты детей.

автокресла екатеринбург,  муфты для колясок и санок, коляски 2 в 1 екатеринбург, коляски 3 в 1 екатеринбург, прогулочные коляски екатеринбург, май-слинг екатеринбург, слинг-шарф екатеринбург,слинги,шарфы,слинг с кольцами, instep, schwinn, nania,  велокаты екатеринбург, беговелы екатеринбург, велокресло екатеринбург, рюкзак babyactive екатеринбург, товары чудо-чадо екатеринбург, детский дождевик екатеринбург, дождевик светлячок, babyactive опт екатеринбург, велокресла опт екатеринбург, беговелы опт екатеринбург, велокаты опт екатеринбург, ecobaby tropic опт екатеринбург, , детские товары оптом екатеринбург, runbike опт екатеринбург, ранбайк екатеринбург, детские сидения на велосипед екатеринбург, мини коврики екатеринбург в наличии, мини-коврики  купить в екатеринбурге valiant в наличии  екатеринбург,миниковрики,мини коврики,противоскользящие коврики детские,снежколеп в наличии екатеринбург,снегокат,тюбинги,бублики,ватрушки екатеринбург, беговел royal baby jammer екатеринбург, беговел royal baby pony екатеринбург, кенгуру activebaby simple екатеринбург,натуральная детская косметика,крем под подгузник,жидкий тальк,впитывающие пеленки,детское жидкое мыло,детские стульчики для кормления,комплекты постельного белья детские,беговел в наличии екатеринбург,подножка для второго ребенка,penny board,скейтборд,писсуар детский,горшки,ванночки,круг для плавания,противоскользящие детские коврики,шезлонги,качели,манежи,многоразовые подгузники